Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
646400, Омская область, Саргатский район, рабочий поселок Саргатское, Октябрьская ул., д.3

Наш адрес
+7 (381) 782-12-37
Контактный номер

"Тюкалинская свадьба. Свадебные традиции русских старожилов Омского Прииртышья"

"Тюкалинская свадьба. Свадебные традиции русских старожилов Омского Прииртышья"

Дорогие друзья! Представляю вашему вниманию монографию: "Тюкалинская свадьба. Свадебные традиции русских старожилов Омского Прииртышья" / В. Ю. Багринцевой, к. и. н. М. А. Жигуновой, д. ф. н. Н. Н. Козловой, Н. И. Лаптева, Т. М. Репиной, к. и. н. О. Г. Сидорской. 📚 Монография посвящена одному из интереснейших и ярких явлений традиционной культуры - свадебному обряду русских старожилов Сибири, бытовавшему на территории Омского Прииртышья на протяжении XX века. Авторы использовали междисциплинарный комплексный подход и широкий круг архивных, фольклорно-этнографических, музейных, музыкальных, искусствоведческих материалов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Свадьба русских старожилов Сибири предстает в крупных и мелких деталях, в вербальных, музыкальных, предметных, ритуальных, зрительных и многих других аспектах. Издание богато иллюстрировано. Книга адресована работникам культуры, науки и образования (фольклористам, культурологам, этнографам, искусствоведам и др.), а также всем, кто интересуется самобытной культурой русских сибиряков, сохраняет и актуализирует традиционные ценности в современной жизни. Настоящее издание - собрание уникальных свидетельств богатства праздничной культуры сибиряков, назвавших себя старожилами или чалдонами. Точкой сборки выступает очерк И. Шамаева "Общий тип деревенской свадьбы в тюкалинском уезде", опубликованный в 1902 году в ежегоднике Тобольского губернского музея. Потому и назван наш сборник "Тюкалинская свадьба", тем более, что это один из этнокультурных брендов Тюкалинского района Омской области в рамках проекта Государственного центра народного творчества "Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья". Иван Шамаев (псевдоним Иоанна Голошубина, составившего "Справочную книгу Омской епархии") предпринял попытку обобщить многоцветье местных версий свадебного обряда крестьян-старожилов на рубеже XIX - XX вв., отметив характерное и, что необыкновенно ценно, зафиксировал тексты песен в связи с их приуроченностью к этапам свадьбы. Располагая аудиозаписями свадебных песен и ориентируясь на типовые сибирские напевы, сегодня вполне возможно реконструировать ключевые фрагменты свадебного комплекса. Следует отметить родство обрядовых действий и поразительное стилистическое и текстовое сходство песен, зафиксированных на территории бывших Тюкалинского и более северного Тарского уездов. Это вполне объяснимо направленностью освоения нашего края с севера на юг и сохранившимся долгое время в старожильческих семьях обычаем выбора пары в своей среде, даже если селения располагались в значительном отдалении друг от друга. Упоминания о тысяцком (крестном жениха) как важном свадебном чине, включение бани в качестве обязательного этапа свадьбы, причитание невесты в довенечный период (даже если на это не было практических оснований) и некоторые другие особенности свидетельствуют о северорусском происхождении русско-сибирской свадьбы. Постепенно у сибиряков круг специальных обрядовых песен сокращался, а свадьба насыщалась приуроченной протяжной лирикой и вечёрочными поцелуйными песнями, украшавшими предсвадебную вечерину девичника. Рассказы о свадьбе, записанные от старожилов в фольклорных экспедициях, дополняют наши представления о разнообразных вариантах обряда, знакомят с любопытными обычаями и атрибутами, часть из которых вполне может украсить и современную свадьбу. Свадебный фольклор приглашает нас в идеальный мир, живущий по законам красоты и добра, и соединяет с созидательной энергией многих поколений. ✒ Приглашаем читателей в библиотеку познакомиться с краеведческой новинкой!